Что такое «функциональная грамотность»?
Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».
В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.
Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.
Составляющие функциональной грамотности
- Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
- Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
- Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
- Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
- Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
- Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности
- Доступ к электронным учебникам издательства «Просвещение»
- Электронный банк заданий по функциональной грамотности
- Банк заданий PISA
- Мастер-классы PISA
- Онлайн-курсы повышения квалификации при подготовке к PISA
- Функциональная грамотность в современном образовании. Сборник заданий для подготовки к международному сравнительному исследованию PISA
Методические рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности
- Методические рекомендации для учителей и родителей
- Рекомендации по формированию читательской грамотности
- Сборник информационных материалов по формированию функциональной грамотности для учителя
- Функциональная грамотность для педагога
Нормативно-правовые документы
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 №219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО»
- Письмо Министерства Просвещения РФ от 14.09.2021 №03-1510 «Об организации работы по функциональной грамотности»
- Письмо Министерства Просвещения РФ от 17.09.2021 №03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»
- Письмо Министерства Просвещения РФ от 22.03.2021 №04-238 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
- Письмо Министерства Просвещения РФ от 26.01.2021 №ТВ-94-04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
- Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 №2039-р «Стратегия повышения финансовой грамотности»
- Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.06.2021 №425 «Об утверждении основных направлений повышения уровня финансовой грамотности населения Санкт-Петербурга на 2021/2024 годы»
- Распоряжение Комитета финансов Правительства Санкт-Петербург №71-р от 30.07.2021 «План мероприятий повышение уровня Финансовой грамотности на 2021/2024 годы»
Документы: